Здесь вы можете подобрать для себя небольшие мини продукты и разные подходы к стратегии. Мы можем комбинировать под Ваши нужды несколько наших продуктов и разработать индивидуальный метод стратегирования исходя из решаемой проблематики.
Стратегия: «Сценарное планирование».
Сценарное планирование — это планирование будущего в эпоху, когда традиционное стратегическое планирование устарело.
Причина применять сценарии в процессе разработки стратегией возникает, как только в контексте принятия решений появляется значительная величина неопределенности.
Видение сценариев будущего становится особенно ценным, когда случаются нелинейные изменения в поведении общества, вызванные каким либо событием или кризисом. Продукты и услуги в таких случаях становятся неадекватны времени и должны быть заменены чем то новым. Или возникают новые условия конкуренции и взаимодействия партнёрских организаций, ломающие существующие правила и создающие новую логику бизнеса.
Наш мозг в основном работает как орган, генерирующий сценарии. Он постоянно чего-то желает, сканирует окружающую среду, обрабатывает полученную информацию, старается понять ее, определяет альтернативные пути развития событий в будущем, возможные цели и действия, решает, что предпринять, и следит за тем, чтобы осуществлялись необходимые шаги.
Сценарное планирование это превращение данного естественного процесса в схему стратегии:
- Постановка задачи: мы сознательно или бессознательно знаем, к чему стремимся и у нас для этого есть привычные алгоритмы действия;
- Наблюдение: мы отслеживаем изменения и признаки угроз и потенциальных возможностей;
- Анализ: мы анализируем последствия и генерируем сценарии;
- Создание образа: мы выявляем возможности и создаем видение желательного развития событий;
- Принятие решения: мы взвешиваем информацию, определяем альтернативы и стратегии;
- Обучение: нам всегда приходится осваивать новые компетенции и навыки, когда мы сталкиваемся с новой для нас деятельностью;
- Действие: мы ставим краткосрочные цели, предпринимаем первые шаги и доводим до конца свою деятельность.
Если сравнить алгоритм размышления о будущем с ключевыми организационными способностями, а именно фокусироваться на желаемом, умениями быстро замечать изменения, ориентироваться, принимать решения и действовать, то можно заметить, что это одна и та же схема.
«Постановка задачи» Если для индивида все его потребности наглядно представлены в пирамиде Маслоу, то для бизнес компании формулой успеха является понимание какую проблему она решает в виде главной задачи направленной на, то чтобы все заинтересованные стороны и в первую очередь клиенты были удовлетворены. Например, для банка, что совсем неочевидно для сотрудников и клиентов такая формула успеха, это быстрый документооборот, чем быстрее движутся документы, тем быстрее проходят финансовые операции и оказываются услуги банка и тем больше прибыль от денежного потока за единицу времени при ограничениях в виде инфраструктуры и количества сотрудников. Как и у отдельно взятых людей, так и у компаний, главная задача, ведущая к желаемому, иногда осознана, иногда бессознательна и размыта во множестве рутинных действий. Опыт показывает, что успешны только те, кто точно знают, какую свою главную задачу они решают и что для этого нужно делать.
«Наблюдение» связано со способностью замечать перемены. Все живые существа должны осознавать опасности, таящиеся в их непосредственном окружении. Это утверждение справедливо и для антилопы в саванне, и для подростка из закоулков в неблагополучном районе и для бизнеса, действующего в конкурентной среде. Временная потеря внимания может означать гибель.
«Анализ» занимается определением будущих последствий перемен, происходящих в настоящем, возможных взаимодействий между различными движущими силами, трендами и тенденциями.
«Создание образов» позволяет установить эмоциональную связь с вариантами будущих событий, с которыми мы сталкиваемся. Мы можем разобраться в собственных намерениях, желаниях и отношении к ним и, таким образом, заложить прочную основу для стратегического выбора.
«Принятие решение» лежит на пути между видением и действием. Выбор направления, порой бесповоротный, является моментом истины. Поэтому некоторые решения трудно принимать, в особенности решение сделать шаг и отказаться от чего-то. Способность принимать решение и устанавливать его связь с конкретным действием отличает предпринимателя от мечтателя.
«Обучение» можно назвать овладением искусством интегрирования новой информации в старое знание при наличии ясной цели. Чтобы организация чему-то научилась, она должна состоять из людей, способных улавливать сигналы изнутри и извне, людей работающих и действующих, причем их работа направлена на результат.
«Делание», и действие — это оперативные навыки позволяющие качественно доводить запланированную работу до желаемого резльтата, являющиеся ключевыми факторами успеха и выживания организации.
В итоге сценарного планирования вы получите:
- Сформулированную главную задачу бизнеса являющеюся его формулой успеха;
- Несколько вероятных сценариев развития будущего бизнес среды, в которой с огромной долей вероятности окажется ваша компания. Для каждого из сценариев мы с сотрудниками компании опишем мир, в котором может оказаться Ваш бизнес. Что происходит? Как работает бизнес в этом мире? По каким правилам все живут в этом мире?;
- Для каждого определённого сценария будет разработан список требований, угроз и возможностей из того что нужно компании и сотрудникам знать и делать для успеха в этой вероятности Мира;
- Объединив повторяющиеся для каждого из возможных сценариев стратегические задачи. Вы увидите то, на чём нужно сосредоточиться компании при любом развитии сценария будущего и что нужно начать делать прямо сейчас, чтобы прийти к привлекательной для всех заинтересованных сторон бизнес модели будущего (ресурсы, компетенции, бизнес модели, инфраструктуры и тд.);
- Создадим операционный план из задач верхнего уровня для того чтобы быть готовым к будущим сценариям развития бизнес среды.
- Разработаем план по обучению необходимый для внедрения изменений в Вашей компании.
- Запустим проект по внедрению культуры планирования, контроля и координации проектов, направленных на изменения в компании, позволяющие Вашему бизнесу развиваться и достигать стратегические цели.
Разработка сценариев — это не только инструмент планирования. Оно является также эффективным средством обучения. Привычка думать сценариями помогает сотрудникам понять логику развития событий, выявить движущие силы, ключевые факторы, ключевые фигуры и их собственную способность оказывать какое-либо влияние. Таким образом, компания знает, что ей следует ожидать и оказывается подготовленной к будущему наилучшим образом. Вместо того чтобы сотрудники компании жили памятью о прошлом, разработав сценарное планирование сотрудники начинают жить и работать используя память о будущем. Упреждая его, а не по принципу реагирования.
Мини стратегия: «Изменение бизнес ландшафта» .
Ваша компания это не застывшая структура организационной схемы в виде пирамиды, это живой поток в котором в одну сторону текут товары и услуги, в другую сторону деньги и информация.
Скорость и пропускная способность этого потока зависит от самых узких мест!
С помощью этого стратегического метода, возможно, выявить и прояснить неопределённости и проблемы угрожающие достижению целей бизнеса. Найти те самые «узкие места», от которых зависит скорость бизнес потока, движения продукции, товаров, информации и денег.
Это очень универсальный и эффективный способ для того чтобы провести диагностику бизнес компании. В результате диагностики получается очень ясная схематичная картинка изображающая бизнес «как есть» в настоящий момент и ясные решения, что стоит начать делать прямо сейчас, для того чтобы получить картину бизнеса «так как надо».
Метод позволяет превратить все обнаруженные проблемы в новые возможности для бизнеса.
Суть метода в том, что сначала мы строим модель главного бизнес процесса приносящего доход компании. Затем мы схематично изображаем весь обслуживающий его функционал компании. После чего переходим к добавлению к этой модели всего значимого бизнес окружения, включая клиентов. Последний шаг это пристальное изучение каждого блока бизнес модели на предмет беспокоящих бизнес симптомов (то, что препятствует успеху), которые затем позволяют найти корневые проблемы.
Правильно сформулированная проблема всегда очевидно указывает на способ ее решения. Одна настоящая решённая проблема устраняет целый ряд неприятных для бизнеса симптомов. Остаётся только выбрать на решении каких проблем бизнесу стоит сосредоточится.
В итоге Вы получаете знание того, что нужно сделать и изменить в компании для того чтобы добиться успеха в постоянно меняющихся условиях рынка.
У Ваших сотрудников появится целостное видение бизнес модели компании и критически важных задач бизнеса на которых стоит сосредоточится.
Стратегическая сессия: Бизнес спринт «Воронка решений»
Это короткий тестовый мини проект в одну стратегическую сессию на 2-3 часа с ясным и осязаемым результатом.
Зачем:
Обратная связь от переговоров с собственниками самого разнообразного бизнеса говорит о том, что сотрудники компании переживают стресс из-за быстро наступивших перемен в бизнес среде в связи с кризисом из-за пандемии и его последствиями. Из-за этого стресса многие компании встали на «паузу» и сотрудники этих компаний не видят возможностей, которые принесли с собой перемены.
Суть проекта: Прояснить все страхи и риски волнующие Ваших сотрудников, возникшие из неопределённости из-за наступивших быстрых перемен. Помочь сотрудникам компании обнаружить корневые проблемы, из-за которых возникают всё что беспокоит сотрудников. Оставив только то, на что они могут сами повлиять. Правильно и точно сформулированная проблема всегда показывает очевидное ее решение, которое всегда несёт новые возможности.
В процессе проекта мы сначала помогаем сотрудникам посмотреть на ситуацию максимально широко, потом сужаем их фокус того что их беспокоит до очевидных причин и практических решений.
Ценный конечный продукт от мини сессии:
У сотрудников вашей компании снизится уровень стресса, они увидят, что любые свершившиеся факты дружелюбны и несут только новые возможности. Из стратегической сессии команда выйдет с практическими решениями КАК снять бизнес с «паузы» и что нужно начать делать прямо сейчас, чтобы добиться успеха в наступившей новой реальности.
Необходимо: Доска, маркеры, флипчат, разноцветные крупные стикеры, бумажный скотч.
Мини стратегия: «Прыжок в будущее» в условиях удалённой работы участников.
Зачем?
В условиях быстро меняющегося мира во время кризиса и при выходе из него, любой бизнес ждёт очень много неопределённости и новых вызовов, с которым бизнес еще не сталкивался до кризиса.
Этот метод хорошо подходит для анализа и планирования действий бизнеса в условиях изменившейся среды и её неопределённости. Метод подходит для разработки маркетинговых стратегий, формирования уникального торгового предложения и разработки продуктовых стратегий.
Достижению бизнес целей всегда мешают неопределённости и проблемы, которые становятся очевидными только в процессе реализации проектов и попытке достижения их целей. В конце проекта часто бывает так, что предприниматели осознают, что «задним умом» они уже не исправят те ошибки, которые допустили в начале проекта.
Метод стратегии «Прыжок в будущее», позволяет в самом начале бизнес проекта обнаружить на начальном этапе все пока неочевидные проблемы и препятствия угрожающие инвестициям в проект и достижению поставленных целей.
Результаты и выгоды:
Именно проблемы, которые мы их явно никогда не видим из-за того, что они проявляют себя, как множество неясных симптомов сейчас, угрожают достижению поставленных целей и желаемым эффектам от результатов проекта в будущем. Метод вскрывает все неявные в начале проекта проблемы, превращая их в задачи проекта, мы строим надежную «опору» в проекте проясняя ситуацию в настоящий момент.
Затем метод позволяет сформулировать качественные цели проекта, и самое главное увидеть к каким эффектам приведет достижение этих целей, это станет ясной и привлекательной «опорой» для «моста» в желаемое будущее.
И наконец, когда у нас есть надёжные «опоры» сегодня и в будущем, мы можем с помощью этого метода построить «мост» из задач, которые втекают из обнаруженных проблем, опираясь на существующие ресурсы компании.
Мини проект: «Корпоративная Культура, нацеленная на удовлетворённость клиентов и потребителей».
С помощью этого небольшого проекта можно заложить основу для построения качественной корпоративной культуры (ККК) в компании.
В результате проекта сотрудники сами создадут портрет наиболее перспективных и привлекательных для компании типов клиентов или потребителей.
Коллективными усилиями сотрудников будут разработаны стандарты обслуживания клиентов, что станет формальной частью кодекса ККК компании. Все стандарты будут разработаны в алгоритме: пример из опыта, описание, действие, время, цель, которая должна быть достигнута в результате действия.
Будет рассмотрен главный бизнес процесс компании на предмет типичных для бизнеса неудовлетворительных ситуаций. Сформулируем для каждой ситуации «как мы поступаем в такой ситуации».
В результате разработки кодекса ККК, каждый сотрудник актуализирует для себя, как он сможет на своем рабочем месте положительно повлиять на ценность бренда компании в глазах клиентов и потребителей.
Будут рассмотрены вопросы: соответствует ли существующая миссия портрету клиента и созданным корпоративным стандартам? Не должна ли она эволюционировать?
Менеджмент компании составит план мероприятий по внедрению ККК разработанной в процессе проекта.
Дополнительно сотрудники сами смогут провести несколько сессий (2-3 итераций) по доработке формулировок кодекса ККК, пока не будут утверждены итоговые документы.
Метод: фасилитационная сессия 3-4 часа.
Необходимо: Доска, маркеры, флипчат, разноцветные крупные стикеры, бумажный скотч.
Стратегическая сессия: «Шесть шляп мышления»
Зачем?
В изменившемся мире, старые подходы не приведут к успеху! Этот метод позволит команде Ваших сотрудников, опираясь ни их знание и опыт сгенерировать новые идеи для бизнеса.
Результаты и выгоды:
Вместо обычной дискуссии, где говорят одновременно всё и о разном, или говорит только всегда один. Мы организуем концентрированное, конструктивное и продуктивное мышление рабочей группы, используя ролевой язык, построенный на метафоре шляп.
Ваши сотрудники станут соавторами идей ведущих компанию к успеху, что обеспечит успешное внедрение изменений в компании.
Вы как руководитель минимизируете влияния субъективных и случайных факторов на принятие важных для бизнеса решений.
Выиграв сражение, я не повторяю то, что меня привело к успеху. Каждый раз я действую, по-новому учитывая обстановку! V вв. до н. э. Полководец Сунь Цзы.
Метод: фасилитационная сессия 2-3 часа.
Необходимо: Доска, маркеры, флипчат, разноцветные крупные стикеры, бумажный скотч.