Инсайты стратегии:

Антикризисная стратегия «Изменение бизнес ландшафта»

Как бизнесу с минимальными потерями выйти из кризиса, который охватил весь мир?

Если работу машины временно остановили, то это самое разумное и лучшее время для ее ремонта и тюнинга. Тоже самое, можно сказать и про бизнес, которому предстоит начать работать уже в изменившемся после карантина мире.

Уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что бизнес среду и компании ждут перемены в той или иной степени.  Бизнес среда и люди, так или иначе, менялись всегда в последние годы все быстрее и быстрее. Но во времена кризиса все перемены происходят радикально быстро. В новой пост кризисной бизнес реальности выживут и станут эффективными только те компании, которые умеют быстро меняться.

Почти все страдания людей связаны с тем, что они не могут смириться с тем, что теряют и не знают, как действовать после потерь.  Все затруднения бизнеса той же природы.  Когда руководители пытаются экстраполировать в будущее, то, что еще вчера приводило к успеху. В изменившемся мире это превращается в бег по песчаному склону  вверх.  Остановить страдание людей может только одно. Принять перемены, как что-то само собой разумеющееся и естественное открывающее все новое и свежее. Спасти бизнес от кризиса может только тот же подход, увидеть всё как есть, и найти во всех переменах возможности.

Любой бизнес всегда решает одну главную проблему: что нужно знать,  для того чтобы добиться успеха. Для того чтобы решить эту проблему существует множество стратегических методов. Здесь же я предлагаю поговорить об антикризисном методе, диагностики «Изменение бизнес ландшафта».  Этот метод позволяет схематично увидеть «как есть» бизнес модель компании и все ее значимое бизнес окружение в условиях меняющегося мира. Мыслить, значит схематизировать! Эти слова принадлежат Архимеду.

Для того чтобы оттолкнутся не от песка и сделать уверенный шаг вверх навстречу успеху в изменившемся мире. Нужна твёрдая опора «здесь и сейчас» в виде знаний для бизнеса: Что нужно делать для того чтобы не нести ненужные потери? Что препятствует движению товаров и услуг в главном бизнес процессе компании, генерирующем доход? Каковы взаимоотношения с партнёрами, стейкхолдерами и клиентами, чего они хотят, как они себя поведут в изменившемся мире? Найти ответы на все эти вопросы может построение схематичного бизнес ландшафта и его анализ.

Суть метода в том, что сначала мы строим модель главного бизнес процесса приносящего доход компании. Затем мы схематично изображаем весь обслуживающий его функционал компании. После чего переходим к добавлению к этой модели всего значимого бизнес окружения, включая клиентов. Последний шаг это пристальное изучение каждого блока бизнес модели на предмет беспокоящих бизнес симптомов (то, что препятствует успеху), которые затем позволяют найти корневые проблемы. Правильно сформулированная проблема всегда очевидно указывает на способ ее решения. Одна настоящая решёная проблема устраняет целый ряд неприятных для бизнеса симптомов. Остаётся только выбрать на решении каких проблем бизнесу стоит сосредоточится. Это и есть знание «что нужно делать» для того чтобы добиться успеха.

Диагностика ситуации «здесь и сейчас», это и есть твёрдая опора для всех последующих шагов к успеху. Этими шагами может и должны стать последующие стратегии изменений внутри компании и новые маркетинговые стратегии, для того чтобы изменить «бизнес ландшафт» с учетом всех возникших новых условий и возможностей.

Если мы хотим починить машину. Без полной и глубокой диагностики и понимания будущих условий ее эксплуатации не обойтись, это знает любой хороший водитель. Еще пару десятков лет назад почти любой водитель сам занимался диагностикой, ремонтом и техническими наворотами своей машины. Но это время безвозвратно ушло, так поступают теперь только любители владельцы старых машин.  Новые машины стали сложны и высоко технологичны. Профессионалы, ценящие свое время и ресурсы теперь обращаются в проверенные мастерские к узкоспециализированым и высококлассным механикам. Так и бизнесу в наше быстро меняющееся время стоит, обращается к консультантам специализирующимся на разработке бизнес стратегий. Имеющим опыт и знающим, как сделать эту работу.

Александр Манулик,
эксперт по управленческому консалтингу и разработке бизнес стратегий, лидер направления «Практика стратегии» в компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры»

— — — — — — — — —

Беспристрастная «Теория систем» базируется на одном из своих законов: — Любая ситуация предоставленная сама себе развивается от лучшего к худшему! Если руководитель понимает, что его компания и её окружение подчиняется законам и правилам живых систем, то у него нет оснований думать, что успех компании произойдет сам собой.

— — — — — — — — —

Самая главная проблема любого бизнеса – это знать, что и как нужно делать для того чтобы добиться успеха! Если бы все знали что и как делать для достижения своих личных и коллективных целей, все бы были успешными. Но как мы знаем, это происходит далеко не со всеми. Усугубляет проблему и то, что успех в современном  бизнесе достигается через множество задач сложным образом взаимосвязанных между собой. Если люди чего-то не делают, из того что хочется руководителю, это не из злого умысла или их дурной природы. Самая первая и главная причина, из-за которой лояльные компании люди, что то не делают, это потому что они не знают, как это сделать и сделать хорошо.

— — — — — — — — —

Любая компания преодолевающая кризис роста, для того чтобы выжить на рынке должна внедрить регулярный менеджмент и формализовать свои главные бизнес процессы. Единственный путь к этому лежит через внедрение культуры стратегического планирования. Позволяющей настойчиво и планомерно внедрять в компании любые изменения не создавая потрясений и шока для главного бизнес процесса компании.

— — — — — — — — —

Что такое, культура стратегического планирования? Это когда лидеры и руководители компании регулярно собираются для того чтобы объединить усилия в поиске рациональных идей и здравого смысла позволяющих найти ответы на самую первую и главную проблему бизнеса – что нужно делать для того чтобы добиться успеха в условиях неопределённости рынка? Дальше уже тактический уровень планирования — Как и с помощью, каких ресурсов и возможностей воплотить в жизнь задуманное?

— — — — — — — — —

Опыт решения стратегических задач, говорит о том, что все стратегические решения лежат между ответами на два очевидных вопроса. Кто наши клиенты (внутренние и внешние), чего они хотят? И как мы собираемся количественно и качественно измерять их удовлетворённость в результате нашей деятельности? Когда появятся четкие и ясные ответы на эти вопросы, сформулированные в виде стратегических целей. Тогда появятся понимаемые и разделяемые всеми  и подходящие для вашей компании способы и возможности достигать эти цели. Если нет целей, то и нет пути.  Нет у компании ясных и разделяемых всеми целей, все, что делают люди, кажется им абстрактным и подчинённым только их личным интересам. 

— — — — — — — — —

Цель не догма, она может быть пересмотрена и изменена, важнее путь, то, что и как делает компания при достижении желаемого. Если процесс работы налажен и эффективен, то его результат всегда предсказуем и удовлетворителен. Можно сказать, что разработка и реализация стратегии, это свой уникальный путь и способ действия компании на рынке. Именно в уникальности находятся все конкурентные преимущества. Если нет у компании на рынке своего уникального пути, то это непутевая компания!

— — — — — — — — —

Стратегия компании – это не только запланированные цели, это в первую очередь разделяемый всеми способ достижения этих целей и механизм контроля и координации их достижения. Разработка стратеги это планируемый комплекс задач, позволяющий взаимосвязано выстроить работу различных подразделений компании. Разработка стратегии — это культура планирования позволяющая находить инновационные решения и конкурентные преимущества для бизнеса, в условиях рыночной неопределенности. Лидерами рынка можно стать только благодаря высокой культуре стратегического планирования.

— — — — — — — — —

Если компания небольшая и весь главный функционал компании может быть сосредоточен в одних руках, то усилий ее руководителя может быть достаточно для развития компании и достижения успеха. Но как только компания выросла, успех компании зависит не только от предпринимательских идей руководителя, но в первую очередь от слаженной работы коллектива и управления его действиями. Какой бы успешной не была первоначальная бизнес идея, она может быть легко похоронена людьми непонимающими  ее и не разделяющими способы ее реализации.

— — — — — — — — —

Все бурно растущие компании рано или поздно попадают в состояние кризиса роста. Вот типичные для любого бизнеса симптомы кризиса роста:

  • Ваш бизнес перестал развиваться;
  • Вы работаете по 12 часов в день с редкими выходными, и у вас ни на что не хватает времени;
  • На строительстве, в производстве и в офисе организационный хаос, постоянно случаются «косяки», непонятно кто виноват и как это исправить;
  • Одна и та же работа Вашими сотрудниками делается по-разному и с разным качеством;
  • Издержки съедают планируемую прибыль, денег с трудом хватает на самое необходимое;
  • Продажи падают, старые проверенные методы привлечения клиентов перестают работать;
  • Корпоративная культура становится некачественной, сотрудники халатно относятся к своей работе, все чаще между сотрудниками случаются конфликты интересов;
  • Партнёры «тянут одеяло на себя» и пытаются разделить бизнес;
  • Ваша компания теряет репутацию, потребители выбирают конкурентов;
  • Все чувствуют в компании, что дела идут не так как хотелось бы;
  • На бесчисленных собраниях и планерках, происходит только «говорильня», но никто не берет на себя ответственность за происходящее и за результаты работы;
  • У вас опустились руки, и бизнес уже не приносит драйва и удовольствия.

Если Вам знакомы выше перечисленные симптомы кризиса роста. Значит, Ваша компания выросла и ей пора меняться, это естественный жизненный цикл для любой компании. Если компания не изменится и не приспособится к тому, что она теперь большая и требует других способов управления, ее ждет печальная участь всех, кто не пережил «детство».

— — — — — — — — —

Типичная ошибка предпринимателя заключается в том, что он пытается вылечить все  «боли» по одной, по мере их поступления. На это теперь уходит все рабочее время и ресурсы. Это нескончаемый список «болей» и решение одной неправильно определённой и сформулированной проблемы, зачастую ведет к появлению новых нескольких.

— — — — — — — — —

У всех  неприятностей есть причины. Если отбросить осознанное вредительство и воровство, корень для всех этих причин всегда один, люди не знают что и как делать для того чтобы достичь успеха. Стоит  разобраться с корнем всех проблем и множество неприятных симптомов лишатся источника того, что их питает, «боли бизнеса» исчезнут сами собой, как будто их и не было.

— — — — — — — — —

Если Вы согласны с тем, что Ваша компания выросла и пора менять подходы к ее управлению. Самое время задуматься о регулярном менеджменте и формализации бизнеса. Справедливо спросить — Что такое регулярный менеджмент и формализованный бизнес? Это то,  что отличает регулярную армию от партизанских отрядов и прочих банд формирований. Это когда все подразделения выстроены упорядоченным образом, между командирами и подразделениями налажены эффективные коммуникации, весь важный функционал прописан в регламентах и выполняется в  повторяемом порядке и с предсказуемым результатом для руководителей. И самое главное отличие для такой «армии» нужен управленческий штаб, принимающий стратегические и тактические решения и обеспечивающий согласованное всеми подразделениями исполнение этих решений. Другими словами это хорошо управляемая организация с эффективной системой бизнес процессов и качественной культурой стратегического планирования. Это то, чем хотел бы владеть каждый предприниматель.

Александр Манулик.  Эксперт по управленческому консалтингу и разработке стратегий

Меню